Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Пт, 19 квітня 2024
09:53

ПРО МІСТО

Мазан Михаил Семенович


Мазан Михаил Семенович
(21.11.1920 - 12.12.1944)

Родился в семье потомственного рабочего, окончил 7 классов, учился в школе ФЗО, работал у станка, мечтал, любил, радовался бурной жизни. От сверстников его отличало, пожалуй, одно - неодолимая тяга к небу. Небо манило, звало к себе заводского паренька. И вот Днепропетровский аэроклуб. Вместе со своими сверстниками он упорно овладевал летным мастерством, которое давалось ему с завидной легкостью. Трудновато было совмещать учебу с работой, но Михаил успешно справился. Экзаменационная комиссия оценила его полет на "отлично". Как лучшего курсанта, Мазана оставили в аэроклубе инструктором, проработав здесь, он поступил в Качинскую школу военных пилотов и окончил ее.

Необычно сложилась боевая биография Михаила Мазана в первые месяцы войны. Вместо того, чтобы сражаться с врагом в боевом строю со своими товарищами, он, выполняя приказ, вылетел в глубь страны для переподготовки. Шесть долгих месяцев осваивал Мазан новые типы советских истребителей, и только в начале 1942 года он смог взмыть во фронтовое небо. Было это в трудное время отступления наших войск через донские степи. Численному превосходству противника в воздухе противостояли высокое мастерство советских летчиков, мужество и неиссякаемая жажда к победе. В те исключительно тяжелые дни Михаилу Мазану приходилось совершать до пяти вылетов в день.

Ко времени передислокации полка в район Сталинграда на боевом счету лейтенанта Мазана уже было три вражеских, сбитых им лично самолета и два в групповом бою. Командуя звеном, М. С. Мазан при встрече с самолетами противника всегда проявлял инициативу и военную смекалку, быстро принимал решения, смело вступал в бой. В одном из боев трем фашистским "мессершмиттам" удалось со стороны солнца атаковать самолет Мазана. Отважный сокол, смело вступив в бой, направил свой истребитель в лоб ведущему "мессеру". Когда расстояние между машинами сократилось почти до пятидесяти метров, гитлеровец не выдержал и отвернул влево. Ждавший этого момента Михаил Мазан прошил пулеметной очередью незадачливого "аса". Охваченный огнем, "мессер" рухнул на землю. Остальные две машины противника пытались навязать Мазану бой, заходя с двух направлений. Но опытный летчик то взмывал свечкой вверх, то бросался в отвесное пике. Используя облака, он сумел усыпить бдительность вражеских летчиков, и вскоре вторая машина была охвачена пламенем. Третий гитлеровец не решился испытывать свою судьбу и позорно покинул поле боя.

После изгнания фашистских захватчиков с советской земли началось освобождение народов Румынии, Венгрии и Чехословакии от немецко-фашистских оккупантов. Заместитель командира эскадрильи гвардии капитан Мазан отважно сражался в небе Венгрии. Уходя на прикрытие бомбардировщиков, следовавших в район Будапешта, его эскадрилья много раз возвращалась из полетов победительницей. 21 октября 1944 года четверка ЯКов, ведомая Михаилом Мазаном, в районе городов Сарваш и Туркеве восточнее Будапешта внезапно атаковала двенадцать "фокке-вульфов", пытавшихся нанести удар по нашим войскам. В этом бою были сбиты четыре вражеские машины, две из них уничтожил капитан Мазан. В декабре 1944 года, сопровождая группу "петляковых", пять истребителей под командованием Михаила Мазана вступили в бой с "мессершмиттами". Оставив три машины для охраны бомбардировщиков, наносивших удары в районе цели, капитан Мазан с одним ведомым завязал бой с четырьмя вражескими истребителями. Блестящей атакой замкомэск срезал вражеского ведущего, затем перевернул машину через крыло и, круто пикируя, устремился вниз. Там в хвост его ведомого вцепились два "мессера". Огненные трассы, казалось, прошили вражескую машину: оставляя за собой коричневую полосу дыма, она пошла вниз. Мазан не до конца проследил за падением фашистского самолета - необходимо было выручать товарища. Между тем гитлеровец, как только сгорела шашка, маскируясь под местность, зашел незамеченным в тыл к Мазану... Это был последний бой отважного сокола. На следующий день на всех истребителях эскадрильи появилась надпись: "За Мазана!" Летчики шли мстить за своего любимого командира.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, капитану Михаилу Семеновичу Мазану Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
copyright © gorod.dp.ua
Усі права захищені. Використання матеріалів сайту можливо тільки з дозволу власника.

Про проект :: Реклама на сайті