Radiohead без всего рок-антуража - гитар, баса, барабанов - сводятся к одному вокалу, клавишным и компьютерной фактуре. Этот условный инструментальный дефицит Том Йорк легко компенсирует, во-первых, благодаря неисчерпаемому запасу мелодий, композиционных идей и богатству меланхолично-ироничных интонаций; во-вторых, благодаря специфическому вокалу, который при всех своих природных ограничениях отличается потрясающей пластичностью и выразительностью; и в-третьих, благодаря привлечению продюсера Найджела Годрича (Nigel Godrich). Уже лет десять полируя записи Radiohead, Годрич придал персональным задумкам Йорка цельный и законченный вид, чего так часто не хватает спонтанным сайд-проектам.
Альбому "The Eraser" подозрительно хватает всего, от стильных, обволакивающих аранжировок до интеллектуальноемкой концепции. Это опять-таки заслуга Годрича, обеспечившего все недостающие "инструменты" и скомпоновавшего на зависть пластичную, емкую, насыщенную музыкальную фактуру. Что называется, комар носа не подточит. С одной стороны, некоторая прохладность, джентльменская сдержанность, попахивающая снобизмом, с другой - просвечивающая сквозь них напряженность, подспудный драматизм. Холодная электроника, впрочем, настолько многослойная и разветвляющаяся на столько течений, что становится интригующе колоритной, в сочетании с наэлектризованным вокалом Йорка дают потрясающий эффект.
Девять треков, объединенных на "The Eraser", напоминают картинки с оптическими загадками, на которых, изменив угол зрения, можно различить совершенно другие сюжеты, как на полотнах Дали слоны превращаются в лебедей, а гувернантки - в бюст Вольтера. Образный ряд Тома Йорка, как в коллективном варианте, так и в одиночном, не поддается однозначному прочтению. Скажем, песню "Harrowdown Hill", названную по местности в Оксфордшире, где в 2003 году было обнаружено тело Доктора Дэвида Келли (David Kelly), который выступил свидетелем по делу о наличии в арсенале у Саддама Хуссейна ядерного оружия, Том Йорк считает самой агрессивной в своей карьере. Между тем она представляет собой вполне интеллигентные вокальные ламентации под напряженный, но трезво усмиренный ритм, с несколькими каплями клавишных и динамичным гитарным пассажем под самый конец. Агрессия в понимании Йорка - что-то вроде полного умиротворения для традиционного рокера. Йорк - сплошное отклонение от традиций и готовых решений, такой загадочный кот, который живет только своим умом и гуляет исключительно сам по себе.
Как расслабляющего умиротворения, так и бодрящего энергетического заряда на альбоме "The Eraser" лучше не искать. Это заповедник, населенный изысканными мелодиями и витиеватыми ритмами, которые питаются чистой интеллектуальной энергией и самыми искренними, пронзительными эмоциями. Это зеркало, в которое опасно долго смотреть - поначалу размытое, полное таинственной многозначности, оно сладко гипнотизирует и затягивает к себе на дно, в зазеркальный мир, откуда можно и не вернуться.
Трек-лист: