Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
пт, 29 марта 2024
15:45

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Лиза Басай: «Хочу подарить Днепру дикую-сумасшедшую-нелепую и этим классную историю»

Лиза Басай: «Хочу подарить Днепру дикую-сумасшедшую-нелепую и этим классную историю»

Художница Лиза Басай украшает город своим искусством. Она неутомимо предлагает идеи и ищет пути их реализации, а в итоге горожане получают уникальные интересные объекты, о которых давно все забыли. Как сделать Днепр прекрасней, интересней, удобней и, конечно, красивей корреспонденту городского сайта рассказала Лиза Басай.

- Вы художник в широком понимании этого слова: стрит арт, перформансы, картины, муралы, скульптуры, арт-объекты, даже эскизы одежды делаете. Как вы сами себя идентифицируете?

- С 9 лет я воспитывалась как художник, но в свое время я отказалась от своего профессионального пути, а теперь вернулась и поняла, что хочу быть художником. Очень много классных, талантливых художников, которые работали в разных сферах: и картины, и скульптуры, и мозаики, и фрески, и театр, и керамика и все это в одном человеке.

Есть художники, которые мне очень нравятся, я подписываюсь на них в инстаграм, слежу за человеком 3-6 месяцев и устаю от этого однообразия. Не терплю его ни в других, ни в себе. Не могу представить, что я сяду и буду с утра до ночи рисовать свои акварельные цветы и точки и конце концов их будет сотни.

Мое образование позволяет мне скульптуру, любой другой материал и я могу реализовывать свои идеи.

- Лего-домик ГРП в парке Глобы – ваш первый проект в Днепре? Почему решили сделать настолько яркий объект в тихой части парка?

- Тогда директор парка мне сама предложила этот объект. А другого и не было. Мы долго думали, что использовать для мурала и нашелся только этот пункт ГРП. Кстати, газовщикам он настолько понравился, что они предлагали мне сделать и другие ГРП по городу. И я, к сожалению, вынуждена была отказать, потому что на момент запроса у меня не было команды, а я одна не смогу это реализовать.

Меня радует, что эта моя работа живет и кто-то ухаживает за ней. Классно, что кто-то не поленился, взял краску и освежил мурал. Возможно, что газовщики сами сделали отмостку и потом и покрасили.

- У вас есть работы, которые горожане видят каждый день – стена на Пушкина напротив ЗАГСа, школа, расписана в стиле Марии Примаченко. Как вы выбираете объекты?

- Объекты выбирают меня сами. Ту же стену на проспекте Пушкина мне показал на фото в телефоне юрист парка Глобы (он мимо этой стены каждый день ходит на работу). Я увидела эти фото и поняла, что эту стену я хочу сделать. Я вцепилась в нее мертвой хваткой и держала до момента реализации. Я подходила к ней с разных сторон, общалась с жителями, брала их телефон. Я долго подходила к ней, ведь с самой площадкой было сложно и надо было решить много задач, чтобы и бомжей она больше не привлекала, и чтобы шумные компании под ней не собирались и чтобы она вписалась в пространство. И, когда пришла идея бетонного пола – комплимента стене, все закрутилось и к ней подошла.

И я с радостью отдаю эти объекты под присмотр. Так стену на Пушкина попросила чтобы взяли на баланс соответствующие службы, чтобы за ней был присмотр и все было чисто и красиво. И я вижу, что кто-то за ней ухаживает.

А школу нам предложили расписать и, когда мы узнали, что в этой школе уклон в прикладное искусство, что у них отличная учительница ИЗО и что дети регулярно побеждают в олимпиадах, с удовольствием оформили стены в стиле Марии Примаченко.

Я не сразу «раскусила» эту художницу. В юности я не очень ее понимала, а теперь мне она очень нравится. Она классная и не обязательно классическое образование, ведь в любви рождаются потрясающие вещи. В любви к ремеслу и к процессу может родиться искусство.

- Петриковскую роспись еще не освоили?

- Нет и не собираюсь – это точно не моя тема. Это школа декоративно-прикладного искусства и я не готова прийти куда-то, освоить технику и дальше в этой технике писать. Это не очень живо и не дает свободы, это дает свободу расписывать чашки-кружки-заборы в очень ограниченных рамках (цветовых, композиционных) – вышел за рамки и это уже не петриковка. К тому же в этой области здесь мастеров достаточно.

- Также в вашем активе навигация в библиотеке и инсталляция на первом этаже, почему решили помочь библиотеке?

- Я тогда искала, где себя применить и написала в фейсбук Янике Мерило с просьбой порекомендовать объект в городе, где я могла бы себя применить. И она предложила мне библиотеку. Это был просто подарок для меня – они открыты и очень классные. Мне было приятно, что меня рады видеть в библиотеке и мне доверяют. Оформила навигацию первого этажа, сделала проект для остальных шести и отдала его городу для реализации.

А инсталляция заняла свою нишу в прямом и переносном смысле этого слова. Книга желаний украсила пустое пространство под лестницей. Эта инсталляция там надолго. Это сейчас она «Книга мрій», а когда ее заполнят, можно снять с нее эти пленки и превратить в афишницу или разместить информацию об истории города. Она может быть перезаполнена и переосмыслена.

- У вас масса проектов помощи городу, новых идей и профессиональных навыков, позволяющих их реализовать, сотрудничаете ли с главным художником города?

- Днепр очень открытый город. Здесь совершенно домашняя атмосфера. Достаточно проявить какую-то инициативу и ее поддерживают. Я адресно взаимодействую и с главным художником и с главным архитектором и нахожу у них поддержку в реализации своих идей.

- Вы принимали активное участие в Гогольфесте, как горожане восприняли ваши работы? Как этот опыт сказался на вас и вашем творчестве?

- Участвовать или нет – такой вопрос у меня даже не возник. Конечно, участвовать. Я почти месяц работала по 9-10 часов в день. И, собственно, сам Гоголь-фест мне и не хватило времени увидеть. Месяц подготовки, потом всю субботу я провела в метро. Не попала ни на одно театральное представление, ни на один концерт. Но по отзывам людей после фестиваля, я поняла, что Днепр готов к современному искусству. И для меня это было открытием.

К тому же Днепр очень бережно относится к артобъектам. Единственный объект, который вызывает на себя нелюбовь отдельных личностей – шар на набережной. А кроме него я не могу найти примеров. Хотя стрит арт – он же подвижный. По идее если я пришла, что-то нарисовала, а сверху кто-то пришел и нарисовал – на это не принято обижаться. Город живет, меняется – это не музейный экспонат. А в Днепре – это музейный экспонат, стрит арт берегут и даже обновляют! В Днепре этого настолько мало, что каждый рисунок на стене берегут.

В Днепре мало художников, в год выпускается всего 25 человек. Это ничего на весь город. При том, у них нет среднего специального образования. Многие из этих 25 человек доучиваются не в Днепре, а кто-то уходит в мастера маникюра или еще куда-то.

- Тем не менее вам удалось собрать здесь команду для совместной работы, где вы нашли художников?

- Поскольку все мои идеи масштабные и мне одной тяжело их реализовывать, а вместе быстрее и веселее. Ко мне присоединились студенты университета.

Как я их нашла? Для съемки мне нужен был скелет и я решила, что у художников и у докторов он всегда есть и пошла в универ на кафедру дизайна. Но скелета у них не оказалось – кафедра молодая, университет бедный и я купила себе скелет для съемки, а потом подарила его кафедре. Кроме того, у меня был готов курс по коммерческой иллюстрации и я предложила его прочитать во внеучебное время. Прочитала, познакомилась-подружилась со студентами и предложила им расписать Лего-домик в парке Глобы. Тогда пришли 16 человек. Теперь активно участвуют 7-8 человек из тех 16, но в конкретное место в конкретное время может прийти 2-3 человека.

- Днепр не родной ваш город, что в нем вас привлекает, а что отталкивает?

- Часто мы не ценим то, что имеем. Мы с семьей прожили больше 10 лет в Москве и последние год (начиная с 2014 года) мне было там уже как-то не уютно, очень хотелось уехать и вернуться домой. Домой – это не обязательно в мой родной Киев, ведь из другой страны любой украинский город воспринимается как дом (другие люди, другая атмосфера). И когда мы вернулись сюда я сразу увидела куда стремиться, где не споткнулся – сразу же идея.

Хотя Москва показала, куда стремится, ведь мы же из одного советского прошлого и именно во время пребывания там у меня на глазах этот город преображался. Я видела, как парки (вроде того же парка Глобы) на моих глазах перешагивают в будущее. Я видела, как разнится публика, ведь никто никого из парка не выгонял – бомжей и алкоголиков вытеснили дети, активные молодые люди, старички. Парки преображаются. И мы сейчас делаем шаги в этом же направлении – как «Ноосфера» с парком Гагарина на маленьком его кусочке. Вокруг неуютно, а заходишь вечером в приведенную в порядок часть парка и это островок красоты и безопасности. На нескольких сотнях метров люди сидят общаются на скамейках, бегают, ездят на велосипедах, гуляют с собаками.

Поэтому я активно включилась в процесс реконструкции парка Гагарина и эту зиму буду жить им. Хотя в городе очень много объектов – красивых стен, площадей, которые хочется сделать, но стараюсь не распылять внимание.

Хотя есть одна штука, которую я задумала через полгода, как приехала в Днепр. Муж приехал сюда на работу и я увидела Днепр как город заводов труб и специфического запаха. И вот его сердце пока – это промышленность. Мне захотелось сделать из металла портрет промышленника. Я думала об этом портрете, думала об этой скульптуре, озвучивала друзьям и получала в ответ портрет промышленника. Я думала об этом портрете, думала об этой скульптуре, озвучивала друзьям и получала в ответ реплики, что это ужасный совок и никому это не интересно.

Я тогда просто думала сделать его и подарить городу, чтобы поставить в какой-то клумбе, что это будет просто арт-объект. Но потом я забыла об этой идее. До тех пор пока к Гоголь-фесту мне не заказали декорации к «Прометею». Заказали большую металлическую голову 2,5 метра. Я крутила ее из проволоки по частям, ведь в метро бы она целиком не спустилась. Я ее сделала за несколько дней и это была декорация. После фестиваля я забрала ее и когда возник вопрос «что дальше)» вдруг я поняла – это же моя скульптура-голова. Даже название менять не надо – Прометей, ведь именно эти люди-промышленники дают огонь этом городу (прежде всего экономически). Правда, как скульптура она готова процентов на пятнадцать и мне надо ее завершить. У меня было несколько мыслей – даже попросить горожан принести какие-то металлические детали, чтобы от каждого был кусочек. Но я эту мысль еще не додумала, основная моя задача – найти мастерскую для реализации этой идеи. Надеюсь, ближе к весне я презентую эту скульптуру.

- Как узнаете историю города? Через объекты, книги, общение с людьми?

- Я с уважением отношусь к истории и может быть мне именно поэтому очень больно видеть муралы на исторических зданиях – я считаю это вандализм. Муралы должны быть на объектах типовой застройки, а не на уникальных зданиях. Есть проекты безумной красоты своего времени и даже если это дом, который построен в прошлом году, но он крутой – не надо на нем ничего рисовать.

Городские легенды должны звучать от людей. Я когда работаю над объектом – всегда общаюсь с людьми, о том, что у них связано с этим объектом (детские воспоминания, истории). Вот как случилось с кенгуру. О ней мне рассказал главный художник Сергей Белый. Мы с ним стали думать, какие еще в Днепре есть объекты «спрятаные», «невидимые» как та же стена на Пушкина. И образовался небольшой списочек, в котором кенгуру стала номером один.

Я пошла смотреть на нее и в первый раз никого не застала. А потом договорились о встрече с Никитой Шаленым и его папой и подтянулись еще люди и рассказывали свои истории. И тогда я поняла, что это проект неоднозначный. То есть просто реконструировать типовую советскую скульптуру казалось бы совершенно неинтересно. Интересно с ней что-то сделать, интересно поработать с легендами, которые ее окружают. Получается, что городу кенгуру, как типовая скульптура без легенды не интересна, она нам нужна как динозавр с историями, а жителям она интересна, как воспоминание детства, молодости и близкий объект. У него должно быть два прочтения. И мы придумали восстановить для жителей кенгуру, а для города сделать ее клонов-динозавров и подарить Днепру дикую-сумасшедшую-нелепую и этим классную историю. И этой зимой я хочу заняться еще и этим.

- У вас уже есть проект с компанией «Ноосфера» - вы оформляете парк Гагарина и сейчас это ваш основной труд (конечно вместе с Прометеем и кенгуру-динозавром). У «Ноосферы» есть еще один социальный проект – реконструкция планетария – планируете ли и в нем участвовать?

- Я была в планетарии, но участвовать в реконструкции не планирую. Ведь у планетария визуальная коммуникация уже сложилась – у них есть логотип, есть фирменный стиль, есть проект реконструкции, который сейчас реализуется и который, естественно, включает интерьер. Может быть разве что во дворе с какой-нибудь скульптурной композицией …

Gorod.dp.ua на Facebook.


bruitigor  (13.11.19 09:44): Больше такого: людей, идей и их реализации.

Я остаюсь в Днепре и хочу чтобы он развивался во всех направлениях.
Ответить | С цитатой
dp.ua  (13.11.19 08:32): Респект! Удачи! Обращайтесь - откликнемся Ответить | С цитатой
Анархист  (12.11.19 20:06): Да все нормально у кого мозги есть поймет, что она себе цену набивает, в убыток себе типо рисует там где серо сейчас в городе, зато потом ее будут в другие города звать и бабки платить хорошие. Это ноу хау. Новый метод раскрутки себя, который у Бенкси свистнули и прочих городских художников. Правда Бенкси за свое искусство деньги никогда не брал с города, а эта недохудожница не то что возьмет, а потребует, но только не сейчас. А после рекламы своей. Самое прикольное Бог видит таких людей и апостол Петр ей лифт в Ад вызовет сказав велик твой грех обмана. Самый страшный из грехов. При жизни завралась, зато жила хорошо, теперь лет 1000 поживешь, но плохо. Ну, а тем кто в Создателя не верит, удачи. Ученые кстати, которые многое объяснили, свои объяснения до сих пор теориями называют, кто знаком с понятием ТЕОРИЯ поймет о чем я. КСТАТИ ТЕОРИЯ БОЛЬШОГО ВЗРЫВА хороший сериал. Главное слово это ТЕОРИЯ чаще обращайте на него внимание, когда вам УЧЕНЫЕ мозги компостируют. Ответить | С цитатой
Андрей  (12.11.19 13:06): Уже надоели с этой "Лизой Басай". Какова художественная ценность ее так называемых "художеств"? Сиюминутный пиар в интернете и больше ничего! Очередная активистка от "культуры". Ответить | С цитатой
Розовый слон  (12.11.19 10:56): Авторы, статья большая, возможно интересная, но где иллюстрации. Вы же про художника рассказываете, а не философский трактат анализируете. Научитесь делать красиво, правильно и по стандартам журналистов! Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
Иван  (12.11.19 09:43): И что нам хотят внушить этой статьёй: что "Петриковская роспись - это не очень живо и не дает свободы" и что "классическое образование не обязательно" ?
Ну бред же.
Ответить | С цитатой
не слишком ли  (11.11.19 18:58): много пиара этой художницы, которая приехала в город 2 года назад, на
1 кв. м территории города ?
может работать, работать и по результатам работы оценят.
ни дня на сайте без анонса ее идей.
если идеи 5-метровые или " дикие-сумасшедшии-нелепые ", то их точно заметят.
видимо и удалять мнение не стоит.
Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
50
лет дворцу культуры «Шинник»

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте