Днепр » Новости города и региона
пт, 19 июля 2019
10:03

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

21.09.2018

Тайны Днепра: подвиг летчика Столярова

|«« «« »» »»|

Этой осенью исполняется 75 лет со дня освобождения города на Днепре от немецких нацистов. К этой дате Городской сайт представляет серию специальных публикаций. Мы вспомним, как проходил процесс освобождения Днепропетровска, о том, какие героические события происходили на территории нашего города.

Еще лет тридцать назад историю, о которой пойдет речь в статье, описывали в газетах и изучали в школах на «Уроках мужества». А в последнее время события войны середины XX века настолько отдаляются от нас, и обрастают потоками манипуляций, в которых очень трудно отделить зерна от плевели. Поэтому нет ничего удивительного, что очерк выходит в рубрике «Тайны Днепра».

20 сентября исполнилось ровно 75 лет со дня гибели летчика Михаила Столярова. Это было первое знаковое событие – предвестник освобождения города. К юбилею этого события Городской сайт подготовил специальный материал.

Кто такой Михаил Столяров и почему в его честь названа одна из центральных улиц нашего города? Какова его биография? Что мы знаем об обстоятельствах гибели летчика? Как увековечена память о Столярове в нашем городе? Где находится могила летчика? Как сложилась судьба его семьи?

Об этом расскажет давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.

Простой рабочий парень стал летчиком и пошел воевать с нацистами

«Михаил Степанович Столяров родился 7 ноября 1904 года на Брянщине, - рассказывает Максим Кавун. – Он рано попал на Приднепровье, и с тех пор судьба связала его с нашим городом. Детство и юность Михаила прошли на левом берегу, в Амур-Нижнеднепровском районе. Воспоминания о Михаиле оставил его брат Дмитрий:

«Росли ми разом. Михайло трохи старший від мене. Вдачею він був життєрадісний і допитливий. Більше всього цікавився літаками. Помітить сталевого літака – погляду не відірве. Вже тоді, в дитинстві, він мріяв про небо. Любив читати про льотчиків, вже життя захоплювався майстерністю і сміливістю Валерія Чкалова.

Минули шкільні роки. Пішов Михайло працювати на завод «Будмаш». Невдовзі став одним з кращих слюсарів. Працюючи на заводі, Михайло не залишав своєї мрії про небо. Дуже хотілось йому бути льотчиком… Працюючи на «Будмаші», він одночасно відвідував міський «Аероклуб»… В 1930 році його зарахували до авіаучилища. Як він радів, яким був щасливим! Бувало, прийде додому в повній формі, почне розповідати про льотчиків – заслухаєшся».

До войны Столяров работал слесарем на Днепропетровском заводе «Пайстрой», который находился на Ленинградской улице (ныне Я. Мудрого) рядом с электрической подстанцией. Трагическое совпадение: на этом же месте в сентябре 1943-го он и погиб…

В 23 года вступил в партию. Затем учился в Одесской авиационной школе. В 1933 году отличник Столяров становится летчиком-инструктором. Готовит молодых пилотов. Через пять лет возглавил отдел авиации Осоавиахима в г. Калинине (ныне Тверь).

Командир эскадрильи: между жизнью и смертью

7 ноября 1941 года (в 24-годовщину Октябрьской революции, когда состоялся военный парад на Красной площади) часть Столярова передислоцировалась на фронт. Столяров был назначен командиром эскадрильи. Воевал в 6-й гвардейской штурмовой авиадивизии, входившей в состав 17-й воздушной армии. Прошел Сталинград, Курскую дугу… Два года постоянного, повседневного героизма…

7 августа 1943 года, всего за полтора месяца до трагической развязки, Столяров оказался между жизнью и смертью. В этот день летчики бомбили скопление немецкой техники, которую подтягивали на подкрепление. Самолет Столярова был поврежден зенитным огнем. Но летчик выжил…

Осенью 1943 года Красная Армия подошла к Днепру. Столяров с нетерпением ждал освобождения города, города воспоминаний детства и юности. Хотелось увидеть завод, на котором работал. Но по жуткой иронии судьбы, летчику суждено было погибнуть именно в этом месте…

Брат Дмитрий вспоминал:

«Коли почалася Велика Втчизняна вйна, Михайлу виповнилось 37 років. Він вже був досвідченим військовим льотчиком. Додому писав не дуже часто… Лише один лист написав друзям дуже сумний – восени 1941 року: він писав, що звістка про взяття гітлерівцями Дніпропетровська пригнічує його, що він битиме фашистських мерзотників нещадно, і якщо потрібно буде, без вагання віддасть своє життя за любиму Батьківщину.

Саме так і трапилось… Про смерть Михайла мені на фронт написала його дружина. Я читав листа і не міг повірити, що немає на землі брата – веселого, енергійного, життєрадісного».

Подвиг в небе над Днепром и над родной улицей

20 сентября 1943 года майор Михаил Столяров и его ескадрилья получил и ответственное задание: бомбардировка железнодорожных мостов через Днепр в районе города Днепропетровска. Задание поставил лично командующий 17-й воздушной армией генерал (будущий маршал) Судец. План составили такой: главный бомбовый удар наносит эскадрилья лучших штурмовиков, а остальные самолеты обеспечивают их защиту от зенитного огня. Вести ударную эскадрилью было поручено заместителю командира 110-го гвардейского штурмового авиаполка майору Столярову.

Владимир Судец оставил воспоминания:

«Вести эскадрилью должен был самый опытный, самый смелый и самый авторитетный командир.

- Кто? – спросил командир дивизии полковник Мироненко.

Поднялся майор М.С. Столяров.

- Прошу доверить эту высокую честь мне. Я вырос в Днепропетровске, хорошо знаю там каждый камень, каждую складку местности.

Все командиры-летчики единодушно поддержали кандидатуру Столярова.

- Вы понимаете ответственность задания?– спросил я.

Да! – спокойно ответил Столяров.

Забегая вперед, скажу, что операция прошла точно по задуманному плану…».

Вылет был осуществлен с аэродрома возле Синельниково. Все вспоминают, что в Приднепровье тогда была чудесная погода. Стояли удивительнее солнечные дни…

Командир вывел эскадрилью точно на цель. Штурмовики отбомбились снайперски. Мост был взорван. Из-за Днепра доносился глухой гром канонады.

Гремела немецкая артиллерия. Самолет Столярова был подбит. Черный шлейф дыма появился на фюзеляже первого вестника освобождения города. Самолет начал медленно падать на землю.

В этой ситуации Столяров принял решение четко спланировать падение самолета. Когда до земли уже оставались считанные метры, самолет выровнялся и мощным огненным тараном врезался в электрическую подстанцию.

«Он первый на своих стальных крыльях принес советским жителям Днепропетровска известие о скором освобождении от фашистской неволи, – писал майор Зубанев. - Но, к сожалению, не дожил Михаил Степанович до этого радостного дня».

Две версии гибели Столярова: он разбился или был добит немцами?

Существует две версии гибели Столярова. Согласно первой, он был только ранен и уже на земле был добит немцами. Эта версия помещена в статье В. Цвика «Впав з неба сокіл» (газета «Молодий Ленінець», 5 декабря 1961 г.). Вот как представлена там гибель летчика:

«Поранений Столяров знав, яке важливе значення має підстанція. Останнім зусиллям волі потягнув на себе важіль і направив літак в електричну підстанцію. Розрахунок був точний.

До літака збіглися люди. Витягли з кабіни льотчика. Пожежа перекинулася на підстанцію. Німці кинули всі сили, щоб врятувати підстанцію від вогню.

Столяров був ще живий. Жителі хотіли віднести пораненого в дім.

Хальт! – Почувся вереск.

Німецький офіцер підскочив до юрби. Сухо клацнув револьверний постріл. Столярова не стало.

Два дні німці не дозволяли прибрати з вулиці труп льотчика. І лише на третю ніч люди потайки поховали Столярова».

Вторая версия утвердилась в советской печати в 1960-1970-х годах. В дальнейших публикациях о Столярове сухо утверждалось, что он погиб в момент падения самолета в результате взрыва машины . Какая из этих версий верна – достоверно ответить не представляется возможным.

Брат Дмитрий также склонялся ко второй версии:

«В той вересневий день Дніпропетровськ здригався від громових вибухів бомб. Злітали в повітря ферми мостів, фашистські оборонні споруди вздовж Дніпра.

Гітлерівці відкрили ураганний вогонь з зеніток. Один із снарядів влучив у літак Михайла. Машина почала швидко знижатись, наближаючись до Фабричної вулиці, де колись брат працював. Він скерував охоплений полум'ям штурмовик на енерговузол, що відігравав важливу роль в системі оборони ворога. Очевидці розповідали мені, як крилата машина вогненною кометою пронеслась над містом. Потім – страшної сили вибух. Електростанція була знищена».

Город получил героя, а семья – похоронку

Почтальон принес жене летчика письмо: «Как не тяжело писать об этом, Анна Митрофановна – ваш муж погиб смертью храбрых в борьбе с немецкими захватчиками», - сообщал командир военной части гвардии майор Зубанев. Сыну Николаю было тринадцать лет…

Анна Митрофановна и Николай написали письмо другу отца Николаю Масленникову. Ответ пришел от другого человека:

«Пишет вам друг Михаила Степановича Столярова, вашего мужа, – Анатолий Терло. Вместе с ним летали мы, вместе били фашистов… 20 сентября он вылетел без меня. При выполнении боевого задания Михаил Степанович погиб над родным Днепропетровском… А от Масленникова ответа не ждите. Нет его уже среди нас, – посмертно представлен к награде…».

Первый герой освобождения: «огненный вестник свободы»

После освобождения города (25 октября 1943 г.) подвиг Михаила Столярова сразу же получил широкую известность. Он был объявлен «огненным вестником свободы», который первым стал символом грядущего освобождения города.

Показательный факт: уже 7 ноября 1943 года могилу М.С. Столярова с воинскими почестями перенесли на братское кладбище на Октябрьской площади. Здесь могила находится и по сей день – скромная плита серого гранита среди других плит мемориального кладбища на Соборной площади.

Приказом 17-й Воздушной Армии 3-го Украинского фронта Столяров Михаил Степанович был награжден посмертно орденом Отечественной войны 1 степени. До этого в период войны он был награжден двумя орденами Красного Знамени.

В 7-м зале Днепропетровского национального исторического музея имени Д.И. Яворницкого, в самом центре экспозиции привлекают внимание вещи М.С. Столярова. Это шлем летчика и защитная маска.

Улица Столярова: живой памятник герою

16 декабря 1943 года (почти через два месяца после освобождения города) Днепропетровский городской совет депутатов трудящихся постановил: улицу Фабричную, где жил, работал и погиб герой, назвать улицей Столярова. Ровно 75 лет улица носит это имя.

Брат Дмитрий вспоминал:

«Я горжусь братом сво їм. Нерідко приходжу на вулицю імені Столярова, йду вздовж красивих будинків, кінотеатрів «Родина», «Панорама», і далі – до Дніпра. Ця чудова багатолюдна вулиця в центрі Дніпропетровська – живий і вічний пам'ятник Михайлу».

В советское время существовала еще традиция – навечно зачислять героев в штат предприятий. Так и Михаил Столяров был навечно зачислен в штат того самого завода «Строймаш». Рабочие даже брали сверхплановые задания на Михаила и перевыполняли их…

В 1967 году был установлен памятник-бюст М.С. Столярова. Он появился как раз на территории завода «Строймаш» (ул. Ленинградская, 32), где работал герой. Авторы бюста – известные скульпторы А. и Ю. Жирадковы. Бюст был установлен совсем недалеко от места гибели летчика. К сожалению, территория предприятия сейчас закрыта, и судьба бюста мне не известна…

В 1968 г. была установлена мемориальная доска на месте гибели М.С. Столярова по адресу: ул. Ленинградская (ныне Я. Мудрого), 40.

Прошли годы… В девяностые память о войне и героях постепенно начала стираться… И тем более отрадно, что уже в 2010 году вдруг снова вспомнили о М.С. Столярове. На бульваре улицы Столярова 23 октября 2010 года был торжественно открыт бюст летчика.

Автор бюста – заслуженный скульптор Юрий Щедров. На нас смотрит выразительное лицо в летной форме. Скульптор отмечал:

«Задание оказалось сложным. Материала для исследования оказалось мало, а сроки исполнения сжатыми, поэтому изготовить бюст было непросто – пришлось трудиться на характере и образе героя».

На всю работу у скульптора ушло две с половиной недели.

В феврале 2012 года в Днепропетровске в цикле «Уроки мужества» был презентован документальный фильм «Картина подвига» об М.С. Столярове. Он был создан городским телевизионным театром, сценарист и режисер Наталья Огородняя.

Трейлер фильма:

Очень интересно сложилась судьба семьи героя. Его сын Николай Михайлович – капитан первого ранга в отставке. Командовал подводной лодкой. Внук, Михаил Николаевич – капитан третьего ранга, служил подводником на Северном флоте. Сейчас семья проживает в городе Севастополе.

Закончить очерк об М.С. Столярове можно словами его сослуживца, маршала авиации Владимира Судца:

«Михаил Столяров – мой сверстник... В памяти сослуживцев, всех, кто знал этого замечательного, мужественного человека, он остался навсегда».

***

Подвиг Михаила Столярова не был забыт и получил самую достойную оценку в советское время. Ухоженная улица, памятник-бюст, могильная плита на городском мемориальном кладбище… Уже в наше время, в двухтысячных, появился новый бюст на улице Столярова. Думается, эта история никогда не перестанет быть актуальной. На таких историях и воспитывается настоящий патриотизм», - завершает Максим Кавун.

Как никогда актуальной выглядит реконструкция улицы Столярова, которая проводится в год 75-летия освобождения нашего города и гибели Михаила Столярова. Об этих работах Городской сайт писал.

Gorod.dp.ua на Facebook.

2  

Ravlik  (21.09.18 12:10): 7 августа 1943 года, Самолет Столярова был поврежден зенитным огнем. Но летчик выжил…
а написать каким образом он спасся фантазия не позволяет???
Группа штурмовиков «Ильюшин-2», ведомая майором Столяровым, штурмовала немецкую автоколонну на одной из дорог Харьковского направления. Прямым попаданием снаряда немецкой зенитки был выведен из строя мотор самолета Столярова. Лететь дальше было невозможно, и майор Столяров посадил свой самолет на территории противника, в двух километрах от дороги, по которой шла немецкая колонна с войсками. Пилоту Столярову и воздушному стрелку Терло грозила страшная участь.На выручку им спустился младший лейтенант Масленников, шедший в группе майора Столярова. Он посадил свою машину рядом с подбитым самолетом и, выйдя на плоскость самолета, принял в одноместную машину Столярова и Терло. Эту смелую операцию прикрыли с воздуха другие советские летчики.
Обсуждение: 1
1

Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярные*:
 по комментариям | просмотрам

* - за 7 дней | за 30 дней | Подробнее
Цитата:
70% наливаек города исчезло, по остальным ведётся интенсивная работа
Руслан Мороз.

Источник
Цифра:
3331,5
тыс. пассажиров обслужил вокзал Днепр-Главный в 2018 г.

Источник
copyright © gorod.dp.ua, ЧАО Сегодня Мультимедиа, ТРК Украина
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте